- Основные виды складов и их общая классификация
- По типу конструкции и температурному режиму
- По принадлежности и функциональному предназначению
- По способам хранения грузов
- В соответствии с международной системой классификации складов «A», «B», «C», «D»
- Какое значение имеет тип и категория склада
- Как повысить класс склада
Постоянное развитие технологий, рост объемов производства потребительских товаров и торговли приводит к увеличению количества и площадей складских комплексов. Для каждого вида сырья, продукции должны соблюдаться свои условия хранения. Не менее важны требования безопасности (пожарной, экологической и т.п.). Торговля ведется не только внутри страны – многие грузы экспортируются или импортируются из-за границы. В связи с этим была разработана и принята универсальная международная классификация складских помещений. Она унифицирует их технические характеристики, требования к логистике.
В соответствии с этой системой категории складов присваиваются помещениям и целым комплексам зданий по определенным признакам. Оценке подлежит не только сам объект, но и прилегающие территории. Какие бывают склады, как именно они классифицируются, какое это значение имеет для предприятий и потребителя – читайте ниже в нашем большом материале.
Основные виды складов и их общая классификация
Объекты логистического и складского хозяйства могут быть классифицированы по следующим признакам:
- По типу конструкции и температурному режиму;
- По принадлежности и функциональному предназначению;
- По способам хранения грузов;
- В соответствии с международной системой классификации складов «A», «B», «C», «D».
Разберем подробнее каждый пункт классификатора и рассмотрим примеры разновидностей хранилищ каждого класса.
По типу конструкции и температурному режиму
По конструкции бывают открытые, полузакрытые и закрытые склады. В первом случае речь идет о благоустроенных площадках с насыпным или твердым покрытием для заезда транспорта с ограниченным доступом. Периметр может быть обнесен сеткой, жестких требований к параметрам въездных ворот нет. Это может быть шлагбаум, откатные или распашные конструкции. Полузакрытые комплексы отличаются тем, что над ними установлены навесы, но боковых стен и зданий как таковых нет. Закрытый склад – это капитальное сооружение с ровными полами, технологическим оснащением и системами хранения.
По температурному режиму выделяют неотапливаемые, обогреваемые с автономными системами отопления, сухие и утепленные, холодные неутепленные и охлаждаемые или морозильные складские комплексы. Для поддержания нужного микроклимата используются промышленные системы вентиляции с предварительной подготовкой воздуха, чиллер-фанкойлы, автономные котельные. Уровень технологического оснащения зависит от требований к условиям хранения грузов (сырья или продукции).
По принадлежности и функциональному предназначению
По функциональному предназначению общеприняты следующие типы объектов:
- Транзитно-перевалочные – адаптированы под кратковременное хранение и удобную перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Часто располагаются рядом с железнодорожными, морскими терминалами, аэропортами;
- Сортировочные центры – в них грузы могут храниться от нескольких дней до одного-двух месяцев. В них происходит сортировка, распределение, комплектация сборных грузов для дальнейшей отправки;
- Сырьевые и товарные длительного хранения – холодильные и морозильные комплексы, сельскохозяйственные амбары, продовольственные склады производственных предприятий, фирм ритейлеров.
По принадлежности объекты могут находиться в собственности производителей, торговых или транспортных компаний, крупных международных операторов. Они могут принадлежать муниципальным и государственным предприятиям или частным собственникам. Не менее популярен формат аренды – отсутствие собственных площадей не означает невозможность увеличения оборотов и объемов производства, продаж.
По способам хранения грузов
Большое значение имеют способы организации хранения грузов или инженерно-техническое оснащение комплексов:
- Навалом, напольное хранение – обычно применяется к сыпучим грузам, таким как строительные материалы, зерновые культуры, полезные ископаемые. Для их обработки используются ковшовые погрузчики, а к условиям хранения предъявляются минимальные требования;
- Напольное хранение на паллетах, поддонах, в мешках или коробках – главное отличие состоит в том, что внутри склада используются не ковшовые, а вилочные погрузчики. Сами грузы размещаются на полу без дополнительных приспособлений;
- Стеллажное хранение – позволяет использовать практически все вертикальное свободное пространство комплекса. Грузы на поддонах размещаются на стеллажах при помощи штабелеров. Могут использоваться автоматизированные системы и другие виды техники и оборудования;
- Ячеечное хранение – это скорее способ организации работы с грузами, каждому из которых присваивается свои идентификационный номер или «ячейка». Причем это может быть и просто отдельное место на стеллаже;
- Набивное хранение – система глубинных каркасов, формирующих коридоры с направляющими, по которым поддоны с грузами заталкиваются вглубь. Используются для однотипных товаров.
Помимо способа складирования важно поддержание необходимых условий хранения, а для этого стоит подробнее разобрать классы складских помещений.
В соответствии с международной системой классификации складов «A», «B», «C», «D»
Система учитывает определенные параметры, есть конкретные критерии, по которым складскому комплексу присваивается та или иная категория.
- Местоположение – транспортная доступность, наличие качественных подъездных путей, отдельных площадок для ожидающего грузового автотранспорта. Значение имеет близость крупных городов, транспортных развязок, перевалочных хабов;
- Благоустроенность прилегающих территорий – ограничение доступа, наличие систем безопасности и сигнализации, видеонаблюдения, охраны. Наличие инфраструктуры – организованное движение автотранспорта, пешеходов, столовые, банки или банкоматы;
- Конструктивно-планировочные особенности – высота потолков, наличие колонн, инженерно-техническое оснащение, утепление и гидроизоляция. Наличие рампы у мест погрузки, отгрузки. Также учитывается возраст или год постройки объекта;
- Наличие современных инженерных систем и особенности логистики – грузовые лифты, такелажные системы, автоматизация (подборщики заказов и т.п.), системы пожаротушения, автономного электроснабжения и т.п.
Все обозначенные параметры влияют на присвоение складу той или иной категории, что определяет его ценность и рентабельность.
Склады класса «A» («A+»)
Это высшая категория, которая присваивается современным объектам с высокотехнологичным оснащением. Высота потолков в них должна быть не менее 10 метров, а расстояние между колоннами при их наличии должно быть не менее 12 метров. Они всегда располагаются в наиболее удобных локациях. Для Москвы это востребованные промышленные зоны вблизи с транспортными развязками. Для складов данной категории характерно высокотехнологичное оснащение системами удаленного контроля доступа, управления грузами. Пакет инженерно-технического оснащения включает климатические системы, автоматизацию учета и обработки сырья или товаров.
При таких комплексах всегда есть огороженные и охраняемые прилегающие территории, автономная инфраструктура. Это новые объекты с первоклассной отделкой, соответствующие самым высоким требованиям.
Склады класса «B» («B+»)
Эти объекты могут находиться на небольшом удалении от транспортных развязок, но все же подъездные пути к ним будут хорошими и достаточно удобными для всех видов транспорта. Прилегающие территории огорожены, охраняются, на них есть площадки отстоя грузовых автомобилей, но другие элементы инфраструктуры могут отсутствовать.
Высота внутренних помещений должна быть не менее 6 метров, а сетка колонн может быть построена по схеме 6×12 метров. К таким объектам относятся здания не старше 1990 года застройки в хорошем состоянии (после реставрации или капремонта).
Требования к инженерно-техническому оснащению склада «Б» немного ниже, но оно обязательно включает климатические системы, включая вентиляцию и отопление, противопожарную сигнализацию, автономное электроснабжение, пожаротушение и видеонаблюдение.
Склады класса «C»
Эти объекты могут иметь неудобное местоположение, подъездные пути к ним бывают затруднены, а расстояние до ближайших транспортных развязок достаточно большое. Они могут находиться вдали от промышленных зон, в пригородах на большом отдалении. На прилегающих территориях есть охрана, но мест для постановки грузового транспорта в очередь ожидания разгрузки или загрузки не достаточно или они отсутствуют.
Высота помещений составляет от 4 метров – это могут быть ангары арочного типа. Год застройки – не ранее 1985, состояние хорошее или удовлетворительное. На таком объекте могут использоваться примитивные и устаревшие системы вентиляции, отопления, противопожарные сигнализации и комплексы пожаротушения, но они все же должны присутствовать и быть в рабочем состоянии.
Склады класса «D»
В таблице классификации занимают последнее место, пользуются наименьшим спросом. Их отличает неудобное местоположение в глубине территорий промышленных предприятий, с пересечением Ж/Д путей или общих контрольно-пропускных пунктов, далеко от транспортных развязок. Парковочные места отсутствуют, территории снаружи не охраняются.
Здания изначально могут быть не предназначеными для использования в качестве складов, но высота потолков в них не менее 4 метров. Это могут быть подвалы, неотапливаемые ангары, хозяйственные строения. Состояние должно быть удовлетворительным, не аварийным, но возможно, требующим ремонта.
Инженерные системы могут отсутствовать вовсе или быть примитивными и устаревшими. Такие склады подходят для хранения грузов, не требующих соблюдения особых условий хранения (сыпучие полезные ископаемые и т.п.).
Какое значение имеет тип и категория склада
Категория или класс – это унифицированное обозначение, которое отражает фактические характеристики объекта. По ней потенциальный арендатор или покупатель складской площади может оценить, насколько привлекательным или наоборот – не привлекательным будет то или иное предложение, обоснован ли выставленный ценник. Производители и поставщики товаров могут отказываться от сотрудничества с торговыми сетями или транспортными компаниями, потому что их склады не соответствуют требуемому уровню, так как для их продукции необходимо соблюдение определенных условий хранения.
Низкий класс складского комплекса будет говорить и о проблемах обработки грузов, оперативности при комплектации заказов, подготовке отгрузок. Это может повлечь материальные убытки, потери репутации. Поэтому владельцы складских площадей, которые планируют заработать на их продаже или сдаче в аренду, заинтересованы в присвоении их собственности более высоких категорий.
Как повысить класс склада
Что может предпринять собственник для того, чтобы повысить категорию склада:
- Выполнить ремонт объекта в соответствии с современными требованиями – провести утепление с применением негорючих материалов (базальтовой ваты), звукоизоляцию, гидроизоляцию, качественную отделку;
- Обновить и дополнительно установить инженерные системы – отопление, вентиляцию, водоснабжение и канализацию, пожарную сигнализацию и пожаротушение;
- Установить системы видеонаблюдения, организовать круглосуточную охрану, по возможности благоустроить прилегающие территории и организовать на них охраняемую парковочную зону с ограниченным доступом;
- Внедрить системы автоматизации, оснастить помещения такелажными устройствами, техникой для обработки грузов.
Эти меры помогут повысить класс склада и его привлекательность в глазах потенциальных покупателей или арендаторов? Чтобы претендовать на более выгодные условия сделки.