- Как устроен бытовой холодильник
- Особенности перевозки нового и не нового холодильника
- Как определить, где находится нагнетательная трубка
- Можно ли класть холодильник на заднюю или переднюю сторону
- Особенности перевозки разных моделей
- Как подготовить холодильник к транспортировке
- Правила перевозки холодильника в машине
- Как подготовить холодильник к работе после перевозки
- Частые ошибки при перевозке
- Если холодильник не работает после перевозки
Необходимость перевезти холодильник в другое место хотя бы раз возникает у каждого владельца – при покупке или продаже техники, переезде или ремонте. На этот случай важно знать, как правильно перевозить холодильник с минимальным риском для его работоспособности. Специалисты компании «Амбар» подготовили для вас полезную информацию, советы и правила перевозки холодильников.
Как устроен бытовой холодильник
Холодильный агрегат состоит из компрессора, конденсатора, испарителя и фильтра-осушителя. Компрессор сжимает хладагент (фреон), который затем поступает в конденсатор, где охлаждается и конденсируется. Затем хладагент проходит через фильтр-осушитель, очищающий его от влаги и примесей. После этого фреон поступает в испаритель, где расширяется и испаряется, поглощая тепло от холодильной и морозильной камер. За счет всех этих процессов в холодильнике создается низкая температура и поддерживается необходимый уровень влажности.
Производители дают разные рекомендации по перевозке своих изделий. В основном они советуют перевозить их в вертикальном положении, чтобы не нарушить циркуляцию хладагента и масла в системе. Кроме того, при перевозке холодильника горизонтально на боку компрессор и другие узлы могут соскочить с креплений или за что-то зацепиться. Это опасно деформацией, поломкой и даже коротким замыканием при попытке включить агрегат в сеть. А случайно открывшаяся дверца может получить вмятины, если ударится о кузов машины или другие перевозимые предметы.
Однако не у всех есть возможность везти холодильник вертикально – хотя бы из-за его высоты, которая требует габаритного кузова. Чтобы понимать, как перевозить холодильник лежа, нужно соблюдать определенные правила, которые мы рассмотрим далее.
Особенности перевозки нового и не нового холодильника
Новый, только что купленный холодильник, скорее всего, еще не включался в сеть и не работал. Кроме того, при упаковке он подстрахован пенопластовыми подложками, все подвижные части и дверцы зафиксированы, а на коробке есть указатели, на какой бок можно положить холодильник. Поэтому его можно транспортировать в любом положении, но убедитесь, что он действительно в заводской упаковке, а не просто в коробке. Везите аккуратно, без резких толчков и вибрации.
Помните, что некоторые производители и продавцы предупреждают о снятии гарантии на агрегат, который перевозился в лежачем положении. Внимательно изучите инструкцию и гарантийную книжку/талон, задайте вопросы при оформлении покупки, как можно перевозить холодильник.
Если холодильник уже использовался, его система охлаждения заполнена хладагентом, а в компрессоре циркулирует масло. В этом случае важно расположить его так, чтобы масло не попало в охлаждающий контур. Для этого нужно разобраться, на какую сторону выходит нагнетательная трубка, по которой хладагент выходит из компрессора. В горизонтальном положении агрегата она должна быть направлена вверх – это и будет самый безопасный вариант перевозки холодильника лежа.
Как определить, где находится нагнетательная трубка
Если вспомнить устройство холодильника, становится понятно, что по одной из трубок из компрессора фреон направляется в конденсатор, где отдает накопленное тепло и конденсируется, а по второй он возвращается обратно. Эти трубки чаще всего направлены в разные стороны от компрессора. Это и есть ответ, на каком боку перевозить агрегат: нагнетательная трубка должна быть направлена вверх.
Различить их просто: нагнетательная трубка на выходе из компрессора будет горячей. Потрогайте ее рукой, но аккуратно, чтобы не обжечься. А если холодильник уже выключен, включите его в сеть, подождите минимум 15 минут и на ощупь определите, какая из трубок самая горячая. Ее нужно направить вверх при горизонтальной транспортировке.
Если это правило не соблюсти, масло вытечет в охлаждающий контур. При включении холодильника в сеть движение хладагента загонит масло еще дальше, а это чревато засором капиллярной трубки. Возникает большой риск выхода холодильника из строя. Если же масло попадет в возвратную трубку, ничего страшного не случится – при включении оно просто вернется обратно в мотор вместе с потоком хладагента.
Можно ли класть холодильник на заднюю или переднюю сторону
С точки зрения попадания масла в охлаждающий контур самый безопасный вариант – положить холодильник на заднюю панель. Тогда все жидкости в системе останутся на своих местах. Некоторые производители допускают такой вариант, учитывая конструкцию своих моделей. Если подобные указания есть в инструкции или на упаковке вашего холодильника, можете смело класть его «на спину» и везти.
Если же прямого разрешения от производителя нет, лучше не рискуйте. Компрессор обычно гибко закреплен на пружинах у задней стенки и нередко выступает за ее плоскость, а значит, есть риск, что под весом холодильника сломаются крепления или деформируется сам мотор. Кроме того, под тяжестью агрегата может продавиться теплоизоляция корпуса или охладительная решетка.
А транспортировка холодильника на дверце – самый неудобный и опасный метод. Во-первых, масло растечется по системе охлаждения, во-вторых – почти наверняка сломается сама дверца или ручки. А если на передней панели есть какие-то экраны или регуляторы, они тоже могут выйти из строя.
Особенности перевозки разных моделей
В зависимости от типа и модели рекомендации, как перевозить холодильник в машине, могут немного различаться. Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Старые советские холодильники – это агрегаты с простой и надежной конструкцией, но довольно тяжелые и громоздкие. Перевозить их можно только в вертикальном положении, нельзя даже наклонять – при наклоне или перевороте может произойти утечка хладагента или масла из компрессора, что приведет к поломке холодильного агрегата. При перевозке необходимо тщательно зафиксировать не только дверцы, но и сам компрессор – он тоже тяжелый сам по себе, поэтому важно чтобы он не соскочил с креплений, а кожух не помялся от ударов. Также необходимо обернуть холодильник в плотный материал, чтобы защитить его от царапин и повреждений.
Модели с капельной заморозкой имеют более компактные размеры и меньше весят, чем старые советские. Желательно перевозить их в вертикальном положении, но можно и на боку – при условии, что выбрана правильная сторона. Нагнетательная трубка компрессора должна быть направлена вверх. Также важно тщательно зафиксировать дверцы и упаковать холодильник в защитный материал.
Холодильники с системой «ноу фрост» оснащены самой современной и сложной технологией, которая предотвращает образование инея и льда внутри камер. Однако это также делает их более чувствительными к перемещениям – перевозить такие агрегаты, согласно инструкции производителей, можно только в вертикальном положении или чуть наклоненном – не более 40 градусов. Если все же возник вопрос, можно ли перевозить холодильник в горизонтальном положении, нужно расположить его так, чтобы крепежи дверей были сверху, и хорошо перевязать груз ремнями, чтобы дверцы не открывались. Также нужно обмотать его пузырчатой пленкой и поставить упоры по краям, чтобы уберечь от ударов и царапин.
Как подготовить холодильник к транспортировке
Чтобы максимально обезопасить холодильник при транспортировке, его необходимо правильно подготовить. Пошаговый порядок действий:
- Отключите прибор от сети и дайте ему полностью остыть. Это может продлиться от нескольких часов до суток – в зависимости от температуры окружающей среды и загруженности холодильника. Если это модель с капельной заморозкой, нужно разморозить его и полностью просушить обе камеры.
- Вытащите из холодильника все продукты, а также полки, ящики и другие детали, которые могут перемещаться или выпадать. Так вы предотвратите повреждение и самого холодильника, и его содержимого.
- Протрите холодильник снаружи и внутри сухой тряпкой, чтобы удалить влагу и возможную грязь.
- Закрепите дверцы холодильника малярным скотчем, чтобы они не открывались во время перевозки. Если от вибрации она откроется, может помяться, испачкаться или перекоситься на петлях.
- Если в комплекте есть транспортировочные болты, закрепите компрессор. Если нет, обложите его мятой бумагой, картоном, кусками пенопласта. Так вы убережете его от вибрации при движении и повреждений от возможного контакта с другими предметами.
- Если осталась заводская упаковка, используйте ее для перевозки. Если нет, оберните холодильник в плотный материал – пузырчатую пленку, картон или плотное одеяло. Это защитит от царапин, вмятин или других повреждений. Отдельно упакуйте съемные детали – полки и ящики.
Правила перевозки холодильника в машине
Упакованный холодильник нужно переместить в машину с помощью погрузчика, тележки, роликов или ремней. Нельзя поднимать его вручную, чтобы не повредить сам агрегат и не получить травму. Не беритесь при погрузке за дверцу, чтобы не оторвать и не перекосить ее.
Другие рекомендации по перевозке:
- Перед там как везти холодильник, заранее подстелите в машину резиновый коврик, старое одеяло или хотя бы слой картона.
- В кузове легковой или грузовой машины положите холодильник вплотную к стене, закрепите ремнями или веревками, чтобы он не падал или не сдвигался во время перевозки, особенно за город или на дальние расстояния. Удары по корпусу или слишком сильная вибрация могут повредить холодильный агрегат или электронику.
- Ремни или веревки нужно пропустить через ручки или петли холодильника и привязать к крюкам или петлям в машине. Не нужно слишком сильно натягивать их – есть опасность деформировать холодильник или повредить дверцы.
- Если везти недалеко, можно обойтись без фиксации ремнями, но тогда придется ехать максимально медленно.
- Не возите холодильник при температуре ниже -10°C или выше +40°C: в экстремальных условиях может пострадать термостат, уплотнители дверцы или другие детали агрегата.
- Убедитесь в чистоте салона автомобиля: грязь или влажность могут испачкать и испортить холодильник, а если влага попадет внутрь, возникает риск короткого замыкания при включении в сеть.
Как подготовить холодильник к работе после перевозки
После доставки прибора на новое место нужно правильно подготовить его к работе. Порядок действий:
- Вытащите холодильник из машины с использованием вспомогательных приспособлений.
- Установите его в вертикальное положение и оставьте постоять. Это нужно, чтобы хладагент и масло вернулись в нормальное состояние в системе. Если холодильник перевозился лежа, срок ожидания – не менее 2-3 часов, а после вертикальной перевозки достаточно 30-40 минут. Если транспортировка пришлась на зимнее время, масло в компрессоре могло загустеть. Чтобы не давать лишнюю нагрузку на мотор, дайте ему постоять около суток – масло вернется к нормальной температуре, а возможный конденсат на контактах высохнет.
- Подключите холодильник к сети и включите его, проверьте работоспособность. Если все в порядке, можно загрузить его продуктами и настроить нужную температуру.
Частые ошибки при перевозке
Не располагая информацией о том, как правильно перевезти холодильник, владельцы нередко совершают типичные ошибки. Это может привести к поломке или неисправности агрегата. Вот некоторые из них:
- Перевозить холодильник лежа на задней поверхности или дверке. Это не только приводит к утечке масла или хладагента из компрессора, нарушает циркуляцию и охлаждение системы, но и может стать причиной повреждения теплоизоляции и корпуса.
- Везти неаккуратно, слишком быстро, по плохой дороге. Удары и вибрация вредны для холодильного агрегата и его отдельных деталей. Риски – от вмятин на корпусе до повреждений креплений или кожуха компрессора.
- Везти холодильник без упаковки или плохо закрепленный. Во время движения он будет соприкасаться с бортами машины и другими предметами, что чревато царапинами, вмятинами, повреждением дверцы, ручки, петель или уплотнителей.
- Включать холодильник сразу после перевозки. Если масло или хладагент не успели вернуться в нормальное положение, раннее включение может привести к перегрузке мотора или засорению системы.
Если холодильник не работает после перевозки
Бывает, что после транспортировки холодильник не включается или перестает вырабатывать холод. Это не обязательно означает, что он сломался. Рассмотрим варианты ситуаций.
Если компрессор запустился, но нет выработки холода, это означает, что правила перевозки не были соблюдены и в контур охлаждения попало масло. Похожая картина возникает, если масло остыло на холоде, еще не успело нагреться и остается вязким.
Отключите холодильник и оставьте его на несколько часов, а лучше на сутки. Все жидкости должны вернуться к рабочему состоянию. Если после этого холодильник так и не заработал, это говорит о повреждении или засоре трубок с фреоном. Ситуация требует обращения в сервис.
Иногда при включении в сеть мотор вообще не запускается – это происходит, когда агрегат включили слишком рано, не дав постоять, особенно после перевозки в холодную погоду. В этом случае тоже нужно выключить его, выждать время и снова включить. Если ситуация не изменилась, есть риск, что при перевозке вышел из строя компрессор. Уточнить проблему и подсказать варианты решения помогут в сервисе.
Если после включения холодильник начинает работать нормально, но почти сразу же отключается, это похоже на повреждение трубок системы.
Когда есть выбор, лучше перевозить холодильник стоя, в вертикальном положении. Особенно это актуально для моделей с технологией «ноу фрост». Но это не всегда осуществимо, поэтому выбирайте подходящее положение с учетом конструкции агрегата и рекомендаций производителя. Не забывайте подготовить холодильник к перевозке и дать ему время «отстояться» на новом месте перед включением в сеть.