Велосипедист на дороге имеет перед пассажирами общественного транспорта огромное преимущество – ему не приходится страдать от духоты в салоне автобуса или трамвая в час пик, или идти пешком до места назначения. Кроме того, все чаще для любителей погонять на двух колесах выделяются специальные дорожки, то есть даже маневрировать между стоящими в пробках машинами ему приходится все реже. Еще можно вспомнить, что ездить на велосипеде – это оптимальная нагрузка на сердечно-сосудистую систему, отличная зарядка для легких, плюс красивые мышцы ягодиц и стройные бедра. Это все так, но только до поры до времени – любая поломка, нехватка времени, сильная усталость или резко начавшийся ливень в корне меняют ситуацию. Казалось бы, эти проблемы очень просто решаются, стоит только воспользоваться услугами общественного транспорта. Но как раз здесь и возникают препятствия, о которых большинство велосипедистов просто не догадываются. И начинаются проблемы сразу на входе в автобус или метро, потому что вряд ли вы сможете отыскать много любителей велосипедных прогулок, знающих правила перевозки велосипеда в общественном транспорте, о необходимости перевозить ТС в упаковке, в сложенном или разобранном виде и пр.
Мы постараемся рассказать, как перевозить велосипед в автобусе, городском, пригородном или междугородном, и какие требования к владельцам байков предъявляет российское законодательство.
В какой общественный транспорт пускают с велосипедами
Ни в одном своде правил поведения в общественном транспорте, наземном или метро, требования к владельцам велосипедного транспортного средства не оговаривается специально. По сути велосипед приравнивается к месту ручной клади. То есть нет ни прямого запрета, ни однозначного разрешения пускать или нет пассажира с велосипедом. Таким образом, имеющиеся правила могут толковаться кондукторами или контролёрами как в пользу положительного решения вопроса, так и против него.
Поводов для запрета, если вчитаться в соответствующие регламентирующие документы, есть два:
- Габариты. В этом случае велосипед приравнивается в одному месту ручной клади сумма его длины, высоты и ширины не может превышать 180 сантиметров;
- Степень загрязненности ТС. Согласно одному из правил, нельзя провозить с собой предметов, которые могут мешать движению, испачкать или каким-то образом повредить другим пассажирам, а также вагонам, сооружениям или оборудованию общественного транспорта.
Другими словами, заходя с велосипедом в автобус, троллейбус или метро, хозяин ТС имеет равные шансы как на успех, так и на неудачу.
В каких случаях может потребоваться перевозка автобусом
Зачем, казалось бы, перевозить велосипед рейсовым общественным транспортом в пределах городской черты, скорее всего мешая местным жителям, если он сам по себе велосипед – транспортное средство. Однако от сложных ситуаций на дороге, плохих погодных условий и той же поломки не застрахован даже профессиональный спортсмен-велосипедист. Тут-то и может помочь наземный общественный транспорт.
Правила перевозки велосипеда в автобусе
Вопрос перевозки велосипеда на наземном транспорте логично было бы искать в «Правилах пользования наземным пассажирским транспортом». Но это, к сожалению, ситуацию не проясняет, так как велосипед в этом документе в принципе не упоминается. Поэтому, в реальности, решение «можно-нельзя» принимает на месте кондуктор, который может трактовать «Правила» в ту или иную сторону, при этом зависеть его решение может от собственного желания и настроения. Он может понимающе покивать головой и ничего не сказать владельцу велосипеда, а может высадить его и выписать штраф.
Порядок провоза велосипеда в городских автобусах
Российское законодательство и ПДД не выделяют велосипедный транспорт как отдельный вид багажа, применяя тем самым к нему правила ручной клади (сумма сторон не должна превышать 180 см.). В собранном виде велосипед, конечно же, в эти габариты не вписывается, а это значит, что для того, чтобы легально попасть в салон городского автобуса со своим двухколесным другом, его (друга) нужно разобрать и упаковать). Практика же показывает, что все возможно, но только до того момента, как на вашем пути не попадется очень строгий и принципиальный контролер. В этом случае вам грозит оплата провоза велосипеда и штраф или высадка из автобуса с последующим штрафом.
Появление современных моделей электробусов несколько облегчило задачу за счет просторного придверного пространства, но не решило ее окончательно.
Правила перевозки велосипеда в междугородних автобусах
Междугородние рейсы выполняются автобусами дальнего следования с просторными багажными отсеками, поэтому перевозка велосипеда в междугороднем автобусе гораздо проще и удобнее. Но это только одна сторона медали. Вторая – это водитель, с которым придется договариваться непосредственно при посадке на рейс. Опытные велолюбители рассказывают о странной нелюбви водителей дальних рейсов к такому грузу в их багажном отделении и частых отказах в посадке. При этом законодательством утверждено право перевозки пассажиром в багажном отделении одного места, сумма сторон которого не превышает 180 см. по специальному багажному билету. Вот только такой билет можно приобрести исключительно в кассах автовокзала – на промежуточных станциях или непосредственно у водителя купить его не получится.
Наказание за нарушение правил перевозки
Особых условий провоза велосипеда в автобусе в российском законодательстве не прописано, поэтому к нему применяются те же правила, что и к любой ручной клади – провоз одного места бесплатно (при соблюдении габаритов).
Если пассажир в нарушение «Правил пользования наземным пассажирским транспортом», пытается провезти в салоне автобуса больше одного места ручной клади, размеры которой (ширина + длина + высота) составляет больше 1,8 метра, то рискует получить штраф в размере 100 р.
Избежать неприятной ситуации можно, если заранее уточнить на официальном сайте перевозчика о «счастливых часах» (чаще всего с 11:00 до 16:00 и м 21:00 до 06:00), когда бесплатный провоз байка разрешен.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий неутешительный вывод – проезд на маршрутах общественного транспорта в компании с железным другом – идея не из лучших. Получить штраф или претензии пассажиров за причиняемое им неудобство – не самое приятное в жизни. И способов выхода из этой ситуации есть три: ехать на велосипеде до места назначения самому, разобрать (или сложить) и правильно упаковать свой транспортное средство (даже если это детский складной велосипед) по всем правилам (включая чехол) для перевоза его в качестве ручной клади или остановить свой выбор на другом виде транспорта для транспортировки велосипеда.