Приобретение новой бытовой техники ставит перед потребителем ряд задач, которые касаются выбора, поиска выгодного предложения, доставки, установки и подключения. Многие не знают, можно ли включать холодильник после перевозки сразу, какими последствиями это может обернуться. В результате оборудование выходит из строя, возникают споры с продавцом по гарантийным обязательствам, которых можно избежать.
Устройство бытовых холодильников и морозильных камер
Разберемся в техническом строении холодильного оборудования, в котором главным узлом является компрессор, соединенный с контуром испарителя (системой тонких медных трубок с поперечными радиаторными ребрами). Контур заполнен невзрывоопасным инертным газом – фреоном, он используется в качестве хладагента. Его особенность в том, что при переходе от жидкой к газообразной фазе он резко охлаждается. Этот холод переносится внутрь охлаждающей камеры, откуда хладагент забирает тепло.
Для сохранения большого ресурса компрессора, который обеспечивает сжатие и циркуляцию фреона, используется моторное масло. Пока он находится в вертикальном положении, оно расположено в поддоне картера. Но если положить его на бок и перевозить в таком состоянии, масло попадет в контур вместе с хладагентом. Это одна из главных причин, по которым нельзя использовать холодильное оборудование сразу, а нужно дать ему отстояться перед включением.
Правила перевозки
По возможности перевозить холодильник следует в вертикальном положении – стоя. Но соблюдение этого технического условия не всегда выполнимо. Почему так происходит? Высота некоторых двухкамерных холодильников может достигать 2.5 метров без учета упаковки, а вместе с ней – до 3 метров. Поэтому сами производители стали допускать транспортировку их техники лежа. Какие правила должны быть соблюдены:
- Укладывать коробку нужно так, как это указано на упаковке (на определенный бок);
- Упаковка должна быть надежно зафиксирована в кузове, изделие не должно свободно перемещаться по основанию;
- Не допускается укладывать сверху на упаковку другие перевозимые товары, создавая дополнительную нагрузку.
Кузов транспорта должен быть закрытым, защищенным от атмосферных явлений, осадков. При проведении погрузочно-разгрузочных работ упаковку нельзя переворачивать, допускать падений или ударов.
Почему нельзя включать холодильник сразу после перевозки
Новый холодильник доставлен, распакован и установлен на свое место. Почему нельзя включить его сразу?
- Масло от компрессора в контуре – оно будет в трубках, даже если технику перевезли стоя;
- Конденсат из-за разности температур – особенно обильно он выпадает зимой, когда температура на улице минусовая;
- Состояние фреона и масла – оно напрямую зависит от температуры окружающей среды.
Необходимо открыть дверцы камер, дать холодильнику постоять так несколько часов. За это время можно провести влажную уборку внутренних поверхностей, удалить с них заводские загрязнения. Для этого рекомендуется использовать прохладную воду и неабразивную бытовую химию (средство для мытья посуды). Перед началом работы с техникой нужно ознакомиться с приложенной инструкции по эксплуатации.
Масло от компрессора в контуре
Масло может попасть в контур через медные трубки – впускную и выпускную. Поэтому при транспортировке в горизонтальном положении важно, чтобы вверх была направлена та трубка, по которой фреон выходит из компрессора. Если бытовая техника новая, то это будет указано на упаковке. Если приобретается агрегат Б/У, то определить это можно по указателям на компрессоре или по температуре – на выходе фреон будет горячим.
При горизонтальной перевозке масло стечет во впускной патрубок, поэтому при включении его остатки вернутся в компрессор, а не пойдут через весь контур. При попадании технического масла в испаритель могут возникнуть серьезные проблемы, вплоть до выхода оборудования из строя намного раньше срока. Это обусловлено повышенной нагрузкой на компрессор и его ускоренным износом.
Конденсат из-за разности температур
Конденсат – это мельчайшие капельки влаги, которые выпадают на поверхностях оборудования в результате разности температур. Она может возникать зимой, когда технику заносят из холода в тепло, или летом, когда с жары она попадает в прохладное кондиционируемое помещение.
Главная опасность конденсата в том, что он выпадает на всех внутренних поверхностях, и в первую очередь на металлических деталях. Это электрические клеммы, электроника. Если холодильник включается сразу, это может привести к выходу из строя оборудования, к поражениям электрическим током. Дополнительный минус – усиление коррозии клемм в результате электролиза. Поэтому нужно дать ему время для выравнивания температур и полного просыхания.
Состояние фреона и масла
Физические свойства технических жидкостей зависят от их температур. При перевозке летом проблемы возникают реже, но в зимние морозы компрессорное масло сильно сгущается. Ему нужно время на отогрев, в противном случае при быстром запуске компрессор будет работать в условиях повышенных нагрузок и без достаточной смазки.
В мороз хладагент будет неравномерно распределен по контуру испарителя. В совокупности с загустевшим маслом и конденсатом это может нанести технике серьезный урон, поэтому не надо спешить с ее включением.
От чего зависит, сколько времени должен стоять холодильник после перевозки
Через сколько часов можно включать холодильник после перевозки, и от каких факторов это зависит:
- Положение при транспортировке – лежа или стоя. От этого зависит, какое количество масла попадет из поддона картера в контур испарителя, сколько времени потребуется, чтобы оно стекло обратно;
- Разница температур на улице и в помещении – чем меньше перепад, тем быстрее можно будет включать бытовую технику в сеть, так как времени на выравнивание разницы уйдет немного;
- Тип, состояние техники – новая или устаревшая модель (Б/У), длина контура испарителя и общий объем хладагента, мощность компрессора, количество масла в системе смазки.
При доставке по Москве техника может провести в необогреваемом кузове до 2.5 часов, поэтому даже при относительно небольшом перепаде температур потребуется время на их выравнивание.
Что будет, если не дать технике отстояться
Не зная, сколько времени должен стоять холодильник перед включением, многие допускают ошибку и подключают его к сети слишком быстро. В лучшем случае это приводит только к ускорению коррозии клемм электрических соединений. В худшем случае масло попадает в контур, создает избыточную нагрузку на компрессор и засоряет фильтр. Оборудование работает в условиях повышенных нагрузок и недостаточной смазки деталей компрессора, что приводит к снижению ресурса и выходу техники из строя. Стоимость ремонта зависит от модели холодильника и характера поломки.
Но этих последствий можно избежать. Для этого достаточно разобраться, через сколько можно включать холодильник после транспортировки в конкретных условиях.
Условия транспортировки | Зима | Лето |
Стоя | 8-12 часов | 2-4 часа |
Лежа | 12-24 часа | 4-6 часов |
Как понять, когда можно включать холодильник после доставки
В случаях, когда бытовую технику необходимо подключить быстро и невозможно выдержать время с запасом в несколько часов, важно понимать, на что ориентироваться. Есть признаки, по которым можно судить о том, что момент для подключения к сети подошел. Как понять, через какое время можно включать холодильник после перевозки:
- На его поверхностях не осталось конденсата – он полностью испарился, что говорит о выравнивании температур между корпусом, рабочими агрегатами и окружающей средой;
- Приложив руку к трубкам испарителя и внешним поверхностям корпуса, не чувствуется резкий перепад температуры. Нигде нет признаков влаги.
Важно соблюдать правила первого запуска бытовой техники и ее выведения на рабочий режим.
Первый запуск
При первом запуске холодильное и морозильное отделение должно быть пустым, следует убедиться в герметичном прилегании уплотнителей. Мощность устанавливается на минимум, и в таком состоянии компрессор должен поработать не менее 30-40 минут. После этого можно загружать камеры и повышать мощность охлаждения в соответствии с текущими потребностями.